Безопасность бизнеса


Безопасность бизнеса

Надежность и стабильность работы организации в настоящее время все чаще стала соприкасаться с понятием «безопасность».

Этот вопрос не просто так волнует руководителей, нацеленных на долгосрочную и успешную деятельность своей компании. Так что же включает в себя понятие «безопасность» бизнеса и каковы его основные критерии.

Говоря о стабильном функционировании организации, мы подразумеваем комплексную оценку эффективности ее работы.

Анализируем риски

Немаловажное значение уделяется оценке рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия по следующим критериям:


1
Налоговая нагрузка
Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2
Отражение убытков
Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3
Налоговый вычет
Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4
Темпы расхода, дохода
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5
Низная заработная плата
Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6
Специальный налоговый режим
Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7
Доход = расход
Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8
Контрагенты-перекупщики
Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9
Непредставление пояснений
Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. (п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@).
10
Изменения места нахождения
Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
11
Уровень рентабельности
Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12
Налоговые риски
Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
При оценке вышеуказанных показателей (см. выше «Анализируем риски») налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе в связи с использованием «фирм-однодневок».

Вот на этом моменте давайте остановимся поподбробнее.

Проблемы с налоговой при работе с фирмами «однодневками»

В настоящее время налоговая служба разрабатывает все новые и новые методы борьбы с компаниями-однодневками. Различают черные и серые однодневки.

Черная и серая «однодневка»

Черной однодневкой принято считать компанию-однодневку, которая вовсе не исполняет своих обязательств перед бюджетом. Цель ее создания - осуществление разовых или в течение непродолжительного периода операций. Серая компания-однодневка отличается от черной тем, что выполняет свои обязательства в минимальном объеме.

Как правило, черная и серая фирмы-однодневки оказываются взаимосвязанными или же собственники серой однодневки становятся инициаторами создания черной однодневки: находят человека, согласного за небольшое вознаграждение предоставить свой паспорт для регистрации новой компании, а дальше события развиваются по известному сценарию. Между черной и серой однодневками заключается договор комиссии, в соответствии с которым черная однодневка становится комитентом и поручает серой (комиссионеру) совершить от имени комиссионера, но за счет комитента определенные действия (поиск клиента, заключение договоров, продажу товаров, оказание иных услуг).

Делается это исключительно для того, чтобы выручку за работы, товары, услуги, которую получит серая компания от контрагента (ничего не подозревающей компании), перевести на счета черной компании. Серая компания заплатит в бюджет только налоги со своего комиссионного вознаграждения, а основная часть денежных средств в виде выручки от продажи товаров, оказания услуг будет перечислена комитенту. Такая форма организации посредничества всегда попадает в поле зрения налоговиков.

Примером может служить Постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2010 по делу N А65-17085/2009.

Заподозрить в недобросовестности налогоплательщиков фискалам в последнее время не составляет труда. Выручка черного комитента, как правило, по решению суда признается доходом серой однодневки, а отсюда - все вытекающие суммы доначислений, пеней и штрафов.

Проблемы с налоговой для легальной организации

На первый взгляд подобная форма организации работы может быть опасна только для серой компании, которая на свой страх и риск проворачивает весьма нехитрые махинации.

А могут ли у легальной, ничего не подозревающей организации возникнуть проблемы с налоговым органом, если она покупает у серой компании товары (работы, услуги)?

Поначалу кажется, что не могут. Фирме в данном случае достаточно проблематично проверить контрагента на наличие признаков недобросовестности. Компания работает стабильно, не первый год, отчет имеется, проверить закупку сырья для осуществления деятельности и ее контрагентов практически невозможно. Тем более и договор комиссии есть. Получается, что обезопасить себя от риска практически невозможно.

Что же делать в данном случае и какие последствия при совершении сделок могут возникнуть у организации?

Обратите внимание: в случае выездного контроля при организации встречной проверки у налогового органа, скорее всего, не найдется достаточно оснований, чтобы заподозрить серую компанию в недобросовестности. Если налоговому органу удастся доказать недобросовестность контрагента, то у организации суммы, уплаченные серой компании за товар, будут сняты с расходов в части налоговой базы по налогу на прибыль; принятый к вычету НДС обяжут заплатить в бюджет, помимо этого штрафы и пени обеспечены 100%. Самое обидное, если фирма реально не подозревала о недобросовестности своего контрагента.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09 по делу N А11-1066/2009 налоговики не вправе наказать компанию за работу с недобросовестным контрагентом только лишь из-за того, что последний оформил не соответствующие достоверности документы. Поэтому данное Постановление может стать одним из основных аргументов защиты компании в суде при предъявлении претензий налоговым органом.

Итог

Таким образом, если вы заподозрили своего контрагента в недобросовестности, то все совершаемые действия оформляйте только в письменном виде. Помимо первичных документов целесообразно составить письмо или иной документ, свидетельствующий о реальном движении товара.

Если вы применяете самовывоз товара и в вашей организации существует должность водителя (водителя-экспедитора), предусмотрите форму отчета, в котором будут отражаться данные о том, что товар действительно вывезен со склада поставщика. Если у компании нет электронной почты, то это еще один повод насторожиться.

Специалисты ООО «БизнесДиалог» не бросают в своих клиентов в подобных ситуациях, а наоборот, помогают разработать правильную концепцию защиты как на этапе досудебных споров с налоговыми органами, так и в суде.

Благодаря нестандартным подходам и высокому профессионализму наших сотрудников, нам удавалось выигрывать суды с налоговыми органами по обвинению налогоплательщика в не проявлении «должной осмотрительности» и применении необоснованной налоговой выгоды.

Мы не боимся браться за непростые задачи, потому что мы и наши клиенты – это одна команда!